Изумительная выставка Микеланджело де Караваджо в ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Микеланджело де Караваджо. Итальянский художник 16-17 веков.
Его работы, представленные на выставке, поражают своей реалистичностью. Будто вот-вот люди сойдут с полотна картины, как будто они просто находятся в неком углублении, а не на холсте, будто они из живой плоти и крови. Контрастные цвета света и тени. Концентрация на определенной точке картины, которую как будто бы свет вырывает из мрака заднего плана. По сути, сюжет картины представлен не в неком библейском свете, святыми, которые для нас недосягаемы, а напротив, он изображает, что это живые люди, с естественными для них эмоциями — страх, боль, жестокость, скорбь. Если на мгновение представить, что оказываешься один на один в зале с картиной, то превращаешься в участника происходящего действия, ожидаешь и предвидишь, что сейчас произойдет.
Оставаясь верным своему видению, вкусу, пристрастиям, как не назови, просто верным себе, заказы, которые художник выполнял, не всегда приходились по душе заказчикам, т.к. он изображал то, что он видит, то, как чувствует, изображал реальность того времени, и не всегда его взгляды совпадали с иными взглядами людей. По натуре своей, Караваджо был бунтарем. Иногда люди не понимали, как в таком человеке может уживаться великий художник и отчасти ненормальный вспыльчивый бунтарь.
Вернусь к выставке. Полотна довольно большие по размерам, поэтому картины выглядят монументально, впечатляюще, будоражат воображение и просто потрясают своей живописностью. Когда немного знаешь историю художника, то картину, не побоюсь этого слова, начинаешь чувствовать, пропускаешь через себя, может, даже, переживаешь некий момент жизни, чувствуешь энергетику картины. Хотя, у Краваджо чувствуешь энергетику, настроение картины, наверное и без знания истории, но эмоций больше со знанием. Как вариант можно посмотреть часовой фильм BBC непосредственно перед выставкой, а если вы изучаете историю культуры и искусств хотя бы в университете, то будет еще легче понять и почувствовать картины.
Больше всего впечатлили картины: «Обращение Савла», «Бичевание Христа», «Положение во гроб» и «Поклонение пастухов» после удачно найденного ракурса, чтоб не отсвечивало.
Так же есть и картина которая не понравилась и вызвала негативные эмоции: «Мученичество святой Урсулы». Мне она показалось чересчур мрачной, холодной и безжизненной. Попросту мёртвой.
Представленные на выставке картины:
«Мальчик с корзиной фруктов», 1593
Одна из первых картин Караваджо, точная дата ее создания неизвестна. Подрабатывавший до этого прорисовкой цветов и фруктов на крупных полотнах, здесь художник добавил им гнили, а героя срисовал, возможно, с самого себя. За реалистичное изображение мятых плодов и обкусанных насекомыми листьев живописца называют предтечей фотографии.
«Ужин в Эммаусе», 1606
Это вторая версия картины «Ужин в Эммаусе», написанная Караваджо после убийства партнера по игре в мяч, когда художник был вынужден бежать из Рима. Эмоциональное состояние сказалось на полотне, жесты фигур гораздо сдержаннее. Добавлены два персонажа, угощение на столе более скупое.
«Иоанн Креститель», 1602
Одна из лучших однофигурных картин Караваджо. Художник стремится сделать образ как можно более реалистичным. На религиозную принадлежность героя намекают лишь его традиционные атрибуты: баран (символ священной жертвы) и листва винограда, красный сок которого символизирует кровь Христа и источник жизни.
«Иоанн Креститель в пустыне», 1603–1604
Караваджо уже не рисует обнаженную натуру, а из атрибутов фигуры остался лишь посох. Картина не такая жизнерадостная, приглушенные тона, персонаж не похож на пухлощекого путти, наоборот, изображен с полускрытым в тени задумчиво-скорбящим лицом.
«Обращение Савла», 1600
Религиозный сюжет, из которого Караваджо выкинул всех лишних героев, показан с трагической выразительностью. Массивный круп лошади занимает почти всю верхнюю часть картины, отвлекая зрителя от фигуры поверженного божественным видением будущего апостола Павла. По сути, работа уничтожает традиционную иконографию: на вопрос возмущенного церковника, почему лошадь заменяет Бога, художник ответил, что она стоит в его свете.
«Молитва святого Франциска», 1606
Картина написана художником в 35-летнем возрасте, за несколько лет до смерти. Святой Франциск (символизирующий у Караваджо зрелость так же, как Иоанн Креститель — юность) вглядывается в череп, словно ее автор — в свое собственное будущее. Примечательно и то, что «Гамлет» Шекспира был написан примерно в то же время.
«Бичевание Христа», 1607
Картина — метафора пережитой Караваджо пытки в Риме, написанная им в бегах в Неаполе. Есть версия, что у истязателей Христа лица палачей, издевавшихся над Караваджо в тюрьме, а сама картина является своеобразной личной местью художника.
«Положение во гроб», 1602–1603
Полотно было написано для алтаря римской церкви Кьеза Нуова, посвященной Оплакиванию. Эта работа сразу же приглянулась священникам; персонажи переживают огромный спектр эмоций: от бурного отчаяния и ужасающей горечи до абсолютного покоя, который обрел после своих страданий Иисус. Помимо завораживающей игры света и тени, стоит отметить диагональную композицию, даже каменная плита развернута подобным образом.
«Спящий Амур», 1608
Написана на Мальте, где художник работал по заказу местного ордена и был посвящен в рыцарский сан. Впрочем, благонравного поведения Караваджо хватило лишь на пять месяцев: после ссоры с вельможей он был брошен в тюрьму и бежал на Сицилию. Автор обошелся без идилличности, характерной для иконографических изображений подобных сюжетов. Тень падает на младенца таким образом, что мы не можем установить его пол, он погружен в беспокойный, болезненный сон.
«Поклонение пастухов», 1609
Одна из поздних картин автора. Пастухи пришли поклониться уставшей Богородице, только что разрешившейся от бремени. Все персонажи крайне бедно одеты, но высвечены таким образом, что создается впечатление яркого людского треугольника в унылом, сером хлеву.
«Мученичество святой Урсулы», 1610
Последняя работа Караваджо, написанная им за месяц до собственной смерти. Художник изобразил святую в последний момент перед мученической гибелью — ее сердце уже пронзила стрела язычника-гунна. Картина пережила несколько неудачных реставраций из-за того, что заказчик решил выставить ее на солнце для скорейшего высыхания, что было грубым нарушением технологии.
Дарька.